Земли поселений — состав, назначение и правовой режим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли поселений — состав, назначение и правовой режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации под землями поселений стоит понимать территории, которые отделены от других земель, и предназначены для возведения объектов в целях формирования инфраструктуры населенных пунктов.

Случаи, когда поменять ВРИ невозможно

Землями населенных пунктов признаются участки, которые расположены в границах городов, деревень, сел, поселков и др. Каждый из них имеет свой вид разрешенного использования. В случае необходимости, гражданин может обратиться с заявлением о смене ВРИ.

«В некоторых случаях поменять тип допускаемого применения земельного участка невозможно».

К таким ситуациям относят:

  • договор аренды муниципального или государственного участка заключен на аукционе;
  • земля предназначена арендатору для занятия определенной деятельностью, в соответствии с ВРИ участка;
  • если такой возможности нет в соответствии с градостроительными нормами и ПЗЗ.

Уже после кадастровой оценки территории определяется размер налогов за участок. Он соответствует местоположению участка в населённом пункте и не может быть выше процентной величины, установленной налоговым кодексом.

Налог оплачивают лица:

  1. Собственники земельного участка.
  2. Лица, унаследовавшие земельный участок.

Налог может не выплачиваться лицами:

  1. Согласно праву безвозмездного срочного пользования.
  2. Если есть договор аренды.

Ставка налога 0,3% от кадастровой стоимости устанавливается Налоговым кодексом РФ для земель:

  • Сельскохозяйственных.
  • Территории под индивидуальные жилищные постройки.
  • Территории индивидуального подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства.

1,5% составляет налог от суммы кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Виды земель поселений

Законодательство не содержит конкретной классификации данного вида недвижимого имущества. Однако по тем или иным признакам можно подразделить участки этой категории на следующие виды:

  • По признаку доступности к приватизации. В основном все участки данной категории можно перевести в частный сектор, однако, некоторые зоны на территориях городов и поселков не могут быть приватизированы. К ним относятся территории парков, набережные, территории под дорогами, городскими водоемами и т.д.
  • По признаку разрешенного использования. При переплетении территории различных категорий зон их индивидуальная регламентация в той или иной степени оказывает влияние друг на друга. К примеру, если на территории городов и поселений находятся объекты историко-культурного или природоохранного значения, то порядок их использования будет совмещенным. Разумеется, приоритет отдается более значимым целям.
  • Земли, входящие в генеральный план градостроения или так называемые «красные линии». Это те участки, которые в скором будущем могут быть реквизированы под использование в соответствии с планом государства по застройке. Знать, какие именно участки находятся на «красной линии» очень важно, так как застраивать их и тратиться не имеет смысла.
  • Отдельным видом зон поселений можно назвать пригородные территории. Они находятся в особом положении, так как они могут быть различной категории, но в то же время с большой вероятностью могут быть переведены в состав поселений. Непосредственно перед реализацией плана по расширению города, земельные участки в пригородах освобождаются от насаждений, промышленных объектов или объектов инфраструктурного значения. Разумеется, перед этим проводится реквизиция земельных участков.

Также в зависимости от предназначения участка частными лицами их можно подразделить на следующие:

  • зоны, выделенные под строительство индивидуального жилья;
  • земельные участки, предоставляемые под застройку дачными постройками;
  • территории садовых товариществ;
  • земли личных подсобных хозяйств.

Разрешенное использование земель поселений

Для начала нужно понимать разделение земель по их целевому использованию:

  • Сельскохозяйственные.
  • Населенных пунктов.
  • Промышленные.
  • Особо охранные.
  • Лесной фонд.
  • Водный фонд.
  • Запас.

Вышеуказанные категории могут иметь свое разделение на под категории. Которые в своем виде насчитываю порядка 300 штук.

Читайте также:  Штраф за несвоевременную постановку на учет автомобиля в 2023 году

Но для нашей темы стоит рассмотреть именно земли поселений, которые разделены:

  1. Для индивидуального жилищного строительства — тут их прямое использование — построить свой дом.
  2. Для ведения личного подсобного хозяйства — выращивать скот или хранить грабли, тут на усмотрение владельца.
  3. Для дачного строительства, как под застройку дачи, так и засаживание его деревьями плодового плана.

Понятие и особенности

В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации под землями поселений стоит понимать территории, которые отделены от других земель, и предназначены для возведения объектов в целях формирования инфраструктуры населенных пунктов.

Территория подлежит обязательному разделению на зоны в соответствии с проектом, который был принят местными органами власти на основании положений земельного законодательства и запросов государства.

Для более полного понимания важно принимать к учету ряд существенных особенностей:

  • каждая зона характеризуется конкретными требованиями по вопросу, касающемуся установления границ. Они утверждаются в индивидуальном порядке с учетом расположения и возможности использования прилегающих территорий для той категории деятельности, которая соответствует назначению;
  • для любой зоны утверждается правовой регламент. Он также должен быть принят во внимание владельцем участка при возведении сооружений и их эксплуатации;
  • в случае использования территорий с нарушением регламента все несоответствия подлежат исправлению. В это время допустимо пользоваться землями лишь в том случае, если не возникает угроза здоровью и жизни гражданам, а также окружающей среде и постройкам исторического назначения;
  • только региональными законами допускается внесение изменений в территориальные границы. В качестве исключения выступают Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и пригородные области – в данном случае потребуется решение федеральных властей, которое при этом согласовано с администрацией города или субъекта:
  • территории, по которым утверждена граница, могут быть выделены во владение гражданам либо организациям или же сданы в пользование на правах аренды.

В дополнение стоит отметить полномочия местных органов власти. Они вправе ввести запрет на использование участка и располагающегося на нем имущества, если владелец игнорирует обязательство по устранению нарушений и доведения статуса объекта до позиций, предусмотренных регламентом.

Что означает это понятие

Всего Земельный Кодекс РФ содержит четыре статьи, посвящённые землям и территориям вместе с их использованием.

Земля поселения – это территория, отделённая от других подобных объектов. Она уже используется для застройки, либо готовится к этому процессу. И предназначена для формирования инфраструктуры, городского или сельского типа.

Только орган местного самоуправления готовит планы, согласно которым имеющаяся территория делится на зоны. Главное – придерживаться правил по застройке и землепользованию. Но органы государственной власти могут контролировать подобные процессы.

  • Город или поселение – территории с границами, которые отделяют от других земель.
  • Границы проводят только после того, как будет принята документация, землеустроительная и градоустроительная.

Земли поселений делятся на несколько зон. Зоны бывают:

  1. Военными.
  2. Предназначенными для специальных нужд.
  3. Инфраструктурными.
  4. Производственными.
  5. Для сельхозпроизводства.
  6. Рекреационного типа.
  7. Населёнными.
  8. Общественно-деловыми.

Характеристики земель поселений

Земля поселений отличается от других видов земель тем, что на нее наложены определенные ограничения в использовании. Эти ограничения указываются в правовых нормативных актах, таких как Закон об использовании земель и межевании территорий. Они могут ограничивать явления, такие как загрязнение земли или земельных ресурсов, размещение промышленных предприятий, а также установку заборов или других сооружений.

Кроме того, земли поселений могут использоваться только в соответствии с целевым назначением, указанным в правовых документах. Назначение земель поселений зависит от многих факторов, таких как расстояние до города, возвышенность местности, топография и многие другие. В каждом случае государство решает, каким образом использовать земельный участок, чтобы обеспечить наибольшую пользу обществу.

Правовой режим земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов имеют особый правовой статус, который определяется нормами законодательства. Данный правовой режим устанавливает правила использования земельных участков в населенных пунктах и ограничения, связанные с этим.

Владение земельными участками в населенных пунктах может быть затруднено ограничениями, установленными законом, например, в случае сохранения исторической ценности земельных участков или наличия экологических ограничений.

Также владение землями населенных пунктов может предоставляться только для определенного типа использования, например, только для строительства жилых домов или коммерческих объектов. Это связано с правилами зонирования, которые устанавливаются градостроительными кодексами и другими нормативными актами.

Читайте также:  Договор ГПХ начисление зарплаты 2023 налоги военный

Владение земли в населенных пунктах может быть сложным в силу ограничений и трудностей, связанных с ее использованием и учетом по градостроительным и экологическим нормам. Однако, несмотря на это, земли населенных пунктов имеют большую ценность и являются важным ресурсом для развития городов и поселков.

Земли населенных пунктов: понятие и общая характеристика

Земли населенных пунктов — это территории, зарезервированные для поддержки жизни и развития граждан в конкретных местах обитания. Они представляют собой земельные участки, которые используются для строительства жилых и коммерческих объектов, проведения коммуникаций и обеспечения инфраструктуры.

Правовой режим земель населенных пунктов устанавливается государством и включает регулирование права собственности, аренды, пользования и распоряжения такими землями. Это осуществляется через специальные законы и нормативные акты, которые устанавливают порядок использования и защиты данных земельных участков.

Земли населенных пунктов включают в себя разнообразные зоны, такие как жилая застройка, промышленные территории, торговые площади, объекты культурного и образовательного назначения. Эти земли строго зонируются в соответствии с принципами градостроительства и утвержденными планами развития территорий.

Характерные черты земель населенных пунктов включают тесное расположение различных объектов инфраструктуры, наличие ограниченного пространства для застройки, высокую степень загрузки и установленные требования к эстетическому оформлению и сохранению исторического наследия.

Земли населенных пунктов являются важным ресурсом для общества и требуют особого внимания и правового регулирования в целях обеспечения устойчивого развития и благополучия населения.

Характерные черты ЦИТ

ЦИТ (центральная информационно-технологическая зона) является специальной территорией, созданной для размещения и развития обширных информационных и технологических инфраструктур. Характеристиками ЦИТ являются:

  • Особый правовой режим, предоставляющий отдельные льготы и привилегии для резидентов, которые включают налоговые и другие преференции.
  • Высокий уровень технической оснащенности, предоставляющий передовые возможности в области информационных технологий.
  • Собственная инфраструктура, включающая в себя коммуникационные сети, дата-центры, технические площадки и прочие элементы, необходимые для эффективной работы IT-компаний.
  • Высокая концентрация специалистов и предприятий в сфере информационных технологий.

ЦИТ особенно актуальны для населенных пунктов, так как создание таких зон способствует развитию инновационного сектора экономики, привлечению инвестиций и созданию рабочих мест в сфере информационных технологий. Благодаря ЦИТ населенные пункты могут стать привлекательными центрами для развития IT-индустрии, способствуя процессу цифровой трансформации и повышению конкурентоспособности. Это в свою очередь может привести к экономическому росту и улучшению жизни жителей населенных пунктов.

Особенности земель населенных пунктов


Земли населенного пункта отличается от иных категорий следующим:

  • правовое регулирование земель осуществляется с учетом градостроительных регламентов и градостроительного зонирования;
  • использование земли населенных пунктов сосредоточено на развитии и совершенствовании городской среды, строительства инфраструктуры, инженерии, рекреации;
  • в регулировании земельных отношений доминирует государство и муниципальные органы власти;
  • границы участков земель населенных пунктов неразрывно связаны с границами населенного пункта как административно-территориальной единицы. В пределах населенного пункта не может быть земельных участков иной категории.

Перевод земель в земли поселений

Участки определенного типа открыты к переводу в вид земель поселений и городов. В основном, это зоны сельскохозяйственного значения и земли запаса. В редких случаях могут быть переведены и земли водного и лесного фонда (высыхание русла реки, очистка лесов).

Однако, при этом главным определяющим параметром является ценность земли. Иначе говоря, в зависимости от стоимости земли решается вопрос о возможности перевода. Так, если земля стоит на 50 и более процентов дороже средней стоимости земельных участков по территории того или иного муниципалитета, то она не подлежит переводу.

Перевод осуществляется по заявлению граждан и организаций. В некоторых случаях перевод может быть осуществлен решением органов государственной власти на местах при необходимости реализации плана по расширению населенного пункта.

Правовое регулирование застройки земель населенных пунктов

Правила застройки земель населенных пунктов. Регулирование застройки территорий населенных пунктов — одно из важнейших правовых средств обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Правила застройки являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в котором устанавливается порядок градостроительной деятельности на территориях городских и сельских поселений, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований. Правила застройки разрабатываются на основе генерального плана поселения либо территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов). В состав правил включаются схема зонирования — графический материал (границы территориальных зон различного функционального назначения и кодовые обозначения таких зон) и текстовые материалы (градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны).

Читайте также:  Как организовать выездную регистрацию брака самостоятельно в Москве

Порядок разработки правил застройки, их рассмотрения, внесения в них изменений, информирования населения о разработке правил, их обсуждения, учета предложений граждан и их объединений об использовании и о застройке территорий поселений, а также утверждения, публикации и введения их в действие определяется органами местного самоуправления. Разрешения на строительство объектов недвижимости, выданные в установленном порядке до введения в действие правил застройки, действуют в течение срока действия указанных разрешений, за исключением тех случаев, когда не обеспечиваются требования безопасности населения.

Правила застройки могут быть обжалованы в суд проживающими на соответствующих территориях гражданами, а также собственниками и иными владельцами объектов недвижимости, права и законные интересы которых оказались нарушены. Органы местного самоуправления вправе создавать комиссии по решению спорных вопросов регулирования использования и изменения объектов недвижимости с участием представителей граждан, их объединений и юридических лиц (ст. 39 Градостроительного кодекса).

Вопросам регулирования застройки территорий городских и сельских поселений в Градостроительном кодексе уделено особое внимание. Кодекс устанавливает градостроительные требования, предъявляемые к использованию земельных участков, начиная со стадии их предоставления. При предоставлении земельных участков соответствующие требования к их использованию определяются градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений и об их застройке, а также правилами застройки. На данном этапе органы местного самоуправления подготавливают информацию, касающуюся местоположения участков и проектов границ земельных участков в соответствии с проектами планировки, проектами застройки и проектами межевания территорий, разрешенного использования земель, а также обеспечения земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Могут устанавливаться также дополнительные требования к их использованию.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12) предусматривает санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к планировке и застройке городских и сельских поселений. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Градостроительная документация о застройке территорий городских и сельских поселений разрабатывается на основе документации о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки по заказу застройщиков или органов местного самоуправления за счет их средств.

В отношении земель сельских населенных пунктов действуют Правила застройки сельских населенных пунктов РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 20 июля 1981 г. № 389 (в ред. от 26 февраля 1992 г.). Правила предусматривают, что все виды строительства и благоустройства в сельских населенных пунктах выполняются с разрешения соответствующей местной администрации. Для разрешения вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием, благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при местных администрациях создаются постоянные комиссии.

Строительство жилых домов, объектов культурно-бытового и производственного назначения должно осуществляться в сельских населенных пунктах на основе утвержденных схем и проектов районной планировки и в строгом соответствии с проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов. Любой вид строительства допускается только при наличии у застройщика разрешения на строительные работы.

Вопросы регулирования застройки земель населенных пунктов регулируются и на уровне субъектов РФ. В Московской области действует Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области» (в ред. от 30 сентября 1997 г.). Этот Закон предусматривает специальные детально разработанные требования, предъявляемые к застройке городов и других поселений области.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *